Мне часто задают вопросы, касательно разновидностей и особенностей выбора тренинга. Людям, с позиции потребителя, довольно сложно заблаговременно отличить качественный тренинг, от посредственного, не говоря уже о том, чтобы, не попробовав, понять, где будет оптимально для именно для них. В общем, в данной статье попытаюсь разложить тренинги на несколько классификаций, а так же дать рекомендации относительно выбора. Отмечу, что сам прошел более 55 самых разнообразных тренингов и обучающих программ, в этот список не были внесены не качественные, скучные и бесполезные, на которые, к моему сожалению, виду неопытности меня когда-то заносило.

Вся приведенная ниже классификация весьма условна. В силу своего опыта я разобщил тренинги на базовые отличительные черты и рассортировал по группам. Итак:

I. Тематика

На уровне тематики можно выделить следующие подвиды тренингов, условность в данном случае заключается в том, что часто, действительно мощные тренинги являются комбинаторными, т.е. бизнес-тренинг может включать в себя блок развития определенных личностных качеств или тренинг, связанный с отработкой определенных навыков содержать мощный психологический информационный блок.

Бизнес-тренинги – в основу входит передача специфичных знаний и отработка конкретных навыков, актуальных и полезных для определенного вида бизнеса.

Личностные тренинги – затрагивают развитие личных способностей и навыков человека. Сюда можно отнести тренинги по ораторскому искусству, большинство коммуникативных тренингов, курсы скорочтения, программы ориентированные на повышение стрессоустойчивости. Сюда же все, что связано с артистичностью, обаянием, конфликтностью, уверенностью в себе и прочими личными качествами и навыками.

Психологические – более узкоспециализированные тренинги, в рамках которых используются психологические понятия и критерии, участники нередко овладевают психотехниками и рассматривают целевые темы с психологического ракурса.  В бизнес-тренинге, например, может изучаться психология потребителя с целью повышения продаж. В личностном тренинге могут быть задействованы определенные психотехники, например для повышения стрессоустойчивости или понижения конфликтности.

Отдельно выделю те, о которых писать не буду:

Инструментальных навыков – в эту категорию можно отнести простейшие и предельно конкретные обучающие программы по бухучету, логистике и тому подобному.

Житейско-бытовые – по сути, тоже инструментальные, однако применимы на более бытовом уровне, сюда входят курсы кулинарии, макияжа, парикмахеров, оказания первой помощи. (не путать с повышением квалификации для людей, профессионально работающих в упомянутых сферах)

Эзотерические – те, на которых ничему не учат и промывают мозги некомпетентные люди. Обычно обещают развить сверхчеловеческие и паранормальные способности, выходить из собственного тела, улетать в астрал, общаться с духами и тому подобное и это все за «стольник».

II. Целевая аудитория

Тут все различия весьма приземленные:

По половому признаку – для мужчин, для женщин, для первых и вторых одновременно.

По возрасту – для детей, подростков, взрослых. Для достигших кризиса среднего возраста, например.

По профессиональной деятельности – руководителей, бухгалтеров, рекламистов и прочих.

III. Формальные отличия

По способу набора группы можно выделить:

Открытые – на которые приходят все желающие – в моем случае, это например ораторское искусство или коммуникация.

Закрытые – вход только по специфичному приглашению от организаторов – так, например, для своих выпускников я проводил тренинг по «черной риторике» и манипулятивным психотехникам.

Корпоративные – обычно заказывают организации для своих сотрудников.

По частоте проведения следует дифференцировать:

Регулярные – то есть повторяющиеся с определенной закономерностью с постепенно наращиваемой сложностью.

Интенсивные – ну тут название говорит за себя, как правило, календарно не растянут, включает много практики и подразумевает, что день или несколько участник занят только тренингом. Бывают и продолжительные интенсивы. Интенсивные тренинги часто не проводят, даже просто потому что для тренера это тоже серьезная нагрузка.     

Дистанционные – они же он-лайн тренинги. Из названия следует, что участники как и сам тренер могут находиться на дистанции друг от друга, обучение же проходит через Интернет. Для проведения подобных он-лайн тренингов и вебинаров существует не один десяток специализированных сайтов, о них я, возможно, напишу отдельную статью.

Выездные – предполагает выезд группы с тренером в другой город, страну либо просто на природу. В мире существует практика сочетания отдыха с получением новых знаний или навыков. Часто выезд используется либо в маркетинговых целях, либо для того, чтобы вырвать участников из повседневного жизненного контекста, обеспечить новые эмоции или повысить способность сконцентрироваться на материале тренинга.

IV.Цели

Тренинги уровня «прорыв» обычно требуют от участников напряжения, выход за рамки комфорта, готовность не просто приобретать конкретные навыки, но и менять свои шаблоны поведения, действовать в принципиально новом русле, ставить совершенно новые цели.

На мой взгляд, самые интересные и насыщенные тренинги, из которых выносишь не только новые знания и навыки, но и массу впечатлений и переживаний. О расширении сознания и восприятия окружающей реальности я вообще молчу.

Среди моих тренингов под эту категорию попадают альфа-коммуникация и альфа-соблазнение.

Тренинг-рутина – основной целью такого тренинга является наработка конкретного навыка, однако здесь не стоит задача что-либо изменить в жизни или деятельности участника радикально. Пожалуй, это наиболее распространенный подвид тренингов, если дифференцировать их по целям.

Среди проводимых мной тренингов в эту категорию следует отнести ораторское искусство.

Тренинги-развлечения – как правило, основной целью подобного мероприятия стоит не получение знаний и овладение навыками, а позитивные эмоции и переживания, это не значит, что тренинг бесполезный с практической точки зрения. Многим людям подача материала в игровой и развлекающей модели значительно приятнее и доступнее.

V. Нагрузка на участников

Хоть эта классификация сильно перекликается с предыдущей, но не является идентичной. Так, например задания развлекающего тренинга могут быть весьма «адреналиновыми» и относительно сложными для выполнения. Потому условно можно выделить:

Мягкие – не предполагают от участников какой-либо серьёзной психологической, физической и эмоциональной нагрузки.

Сбалансированные – как правило, содержат элементы, выталкивающие участников из зоны комфорта и обеспечивают среднюю нагрузку на участника.

Жесткие тренинги подходят далеко не всем, и не каждый способен осилить его программу. Зачастую программа подобных тренингов ориентирована либо для достижения максимального результата в кротчайшие сроки, либо изначально создается для компетентных в тематике тренинга людей, с целью вывести их на качественно новый уровень владения навыками или понимания целевой информации.

VI. Стиль работы тренера

Тут уже не классификация, а скорее замечание и рекомендация при выборе тренинга. Важнее особенностей программы – озвученных целей тренинга, заявленных развиваемых навыков, степени нагрузки  и прочего является личность самого тренера. Манера проведения и взаимодействия с аудиторией у каждого тренера своя. Мне доводилось бывать на тренингах, из которых лично я выносил очень мало, просто из-за того, что манера подачи мне не достаточно нравилась, при этом я не отрицаю, что тренер был профессионалом как в теме тренинга, так и с педагогической точки зрения. Отсюда простая рекомендация – прежде чем пойти к кому-то учиться – посмотрите видео с его участием, почитайте его публикации или книги, возможно, даже дистанционно познакомьтесь с вашим будущим наставником, благо свободное информационное пространство, в котором мы с вами живем, позволяет сделать это.

VII. Профессионализм

Пожалуй, самый важный критерий выбора тренера и тренинга. Об этом я уже не раз писал, последний – в этой статье.

Следует понимать, что хороший специалист в теме тренинга – не значит хороший тренер. Человек может великолепно разбирается в материале но для того чтобы грамотно передавать знания нужны дополнительные навыки и знания.

Однако профессионализм в теме тренинга – важное требование.

Кроме того тренер – не просто хороший человек. Он должен быть подкован в психологии, педагогике и ораторском искусстве. Оптимально иметь высшее или дополнительное образование хотя бы в чем-то одном из перечисленного. Без  этого, я лично считаю, что человек просто не компетентен называть себя тренером.

Так следующее требование – педагог, психолог, оратор – имеет высшее или дополнительное образование в этих сферах.

Как и в любой другой сфере, у тренеров есть репутация. В основном её формируют отзывы участников тренингов. Немаловажной составляющей являются еще и публикации, книги, видео и аудио подкасты и прочий материал, публикуемый тренером. Репутация не бывает идеальной, однако она бывает позитивной и негативной – следовательно, можно делать выводы.

Практика показывает, что если тренинг ведет мастер своего дела, то участники получают значительно больше, чем было заявлено в программе, а авторский подход и гибкость, приходящие с опытом, позволяют легко адаптировать материал тренинга под собравшуюся аудиторию.

У кого учиться не рекомендую…

У людей имеющих отношение к МЛМ – по идее сетивики должны располагать к себе, вызывать доверие и вообще быть приятными собеседниками – по факту подавляющее большинство в лучшем случае просто не вызывает негативных эмоций и раздражения.

У людей с плохой дикцией, изобилием слов и звуков паразитов – для тренера, речевой аппарат является одним из главных рабочих инструментов. Вряд ли вы отдадите свой автомобиль на техобслуживание, в мастерскую с ржавым и нерабочим оборудованием.

У  тех, кто начинает продажу своего инфопродукта, активно доказывая вам, что вы полное ничтожество и все делаете не так. Есть такой древний прием, суть которого заключается в том, чтобы загнать человека в негатив, а потом обещать панацею в виде своего продукта и рассказывать как будет хорошо и правильно когда он его купит. (Не стоит путать с деликатным и обоснованным указанием на ошибки и недочеты)

У тренеров без биографии и репутации – у таких нет публикаций, нет подкастов, нет фотографий, кроме рекламной разве что, нет отзывов, единственное место, подтверждающее компетентность – реклама.

У продавцов «секретов» – такие обычно обещают поведать сверхсекретные спецтехники исключительно тайного применения, которые в мгновение ока позволят творить чудеса над собой или окружающими.

У всех, кто громче всех называет себя пресвященным, смешивает науку с мистикой, эзотерику с психологией. По сути это усугубленная форма продавцов «секретов», только вместо источника тайных знаний у нас не спецслужбы, а древние учения, письмена и прочее.

Ну и точно не стоит идти на тренинг к людям с должностью «классный человек»