Помните, как нас всех учили в детстве: «сначала подумай, а потом скажи»? Ну и, конечно же, вам знакомо чувство, когда в процессе  спора или дискуссии вы не можете подобрать нужные слова или аргументы. В результате последующего молчаливого обдумывания, игры с ручкой или карандашом, блуждания по комнате из угла в угол вы наверняка выдумываете сотню острых аргументов, которые могли бы послужить хорошим доводом в беседе. Но ведь поезд уже ушел и в момент разговора ваш мозг и, следовательно, речевой аппарат не сумел выдать ничего дельного.

Совершенно очевидно, что способность думать и говорить одновременно, нужна любому современному человеку. Причин на то много.

Из простейших: во время переговоров или решения каких либо вопросов с другими людьми без должной аргументации, вы вряд ли достигните чего-то дельного.

Ораторское искусство держится  именно на этом навыке.

Им обладают многие действительно успешные и известные люди.  Д.Медведев сказал о Бараке Обаме: «мне нравится, что он размышляет во время разговора». Известно, что таким же навыком обладал Юлий Цезарь.

Наша речь является зеркалом нашего разума. Человек мыслящий шаблонно и стереотипно будет разговаривать так же. Красота, связность, ясность, четкость, актуальность сказанного – все это параметры, по которым нас оценивают окружающие, сразу после внешнего вида.

Я мог бы продолжать приводить доводы, но статья не об этом, а об особом типе мышления, именуемом  риторическим. Риторическое мышление — это мышление дедуктивное и на уровне мысли, и на уровне оформляющего эту мысль слова. В риторическом мышлении гносеологическое, эстетическое и этическое тесно связаны и “взаимопереходны”, а знание и красота излагаемого имеют равноправное значение.

Риторическому мышлению свойственна синхронизация процесса формирования мысли и предания оной формы в момент её изречения. Я часто говорю на своих тренингах о том, что я думаю с такой же скоростью как и говорю и делаю это одновременно. Говорю не заготовками, продуманными заранее, а мыслями, рожающимися в момент взаимодействия с аудиторией или собеседником.

Ну а теперь главное – как развить? Как и любой навык, путем тренировок. Тренироваться можно по-разному. Главное все делать в устной форме, желательно с диктофоном, лучше перед видеокамерой.

  1. Берем сложносочиненное предложение (ССП), максимально сокращаем и упрощаем  его без потери смысла;
  2. Берем простое предложение, превращаем в ССП;
  3. Берем ССП и перефразируем его столько раз, сколько получиться, опять-таки без потери начального смысла;
  4. Читаем статью, рассказ, просто абзац текста из книги или газеты – пересказываем устно;
  5. Отрабатываем лингвистические пирамиды. Возможно, напишу об этом отдельно статью, вкратце так – берем две темы, например «желуди» и «изучение марса», начинаем говорить о первой несколько минут, используя смежные темы постепенно плавно перемещаемся к финальной теме. (Да-да, хороший коммуникатор способен долго и интересно говорить на любую тему, но это уже к вопросам эрудиции);
  6. Пересматриваем запись на камеру – не нравиться, выглядите глупо, речь несвязная, невыразительная, монотонная, часто делаете паузы? Нет четкой мысли? Начали раздражать сами себя? Падает самооценка? Отлично! Именно такими Вас видят другие люди!
    Надеюсь, это станет для вас мотивацией работать над собой.

P.S. Практика публичных выступлений, также активно стимулирует развитие риторического мышления.

P.P.S. Как “подвешенный язык” и своевременный подбор нужных аргументов позволяет быстро решать вопросы в гос. учреждениях читайте здесь – мой личный опыт.